Профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников в общеобразовательном учреждении

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни, здоровье и социальном положении. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки, не несущие нам и окружающим нас людям ничего хорошего. Такие привычки есть у большинства людей во всем мире, поэтому в школах и других учебных учреждениях актуальна такая тема, как профилактика вредных привычек.

О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании – вредных для здоровья факторах или привычках – говорилось и говорится очень много. Алкоголь и никотин нарекли «культурными» ядами, но именно они, эти «культурные» яды приносят множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества. Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.

Проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной. Главное «оружие» в борьбе с ними – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы каждый человек, особенно подрастающее поколение, знало о действии данных негативных для здоровья факторах и вреде, приносимом ими организму человека.

В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и наркомании лежит систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. Главное правило воспитательной социально-педагогической работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в общеобразовательных учреждениях заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно объяснить детям, какой вред здоровью могут принести курение, алкоголь и наркотики, показать негативные примеры употребления данных веществ и преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты.

Проводя профилактические мероприятия со старшеклассниками по борьбе с курением, алкоголем и наркоманией я использую различные формы и методы социально-педагогической работы, среди которых:

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссионные клубы
  • Просмотр видеофильмов
  • Создание антирекламных роликов, плакатов, проектов
  • Использование игровых методов с применением мультимедиа

Для старшеклассников мною применяется просмотр видеороликов с последующим обсуждением, а также цикл профилактических занятий, представленный в Приложении 1.

Для учащихся 9–11-х классов мною разработана и применяется творческая игра «За здоровый образ жизни», построенная по принципу известной телевизионной игры «Своя игра».

Цель игры: Профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников посредством расширения информационного поля о данных веществах и последствиях, оказываемых ими на организм человека.    

Задачи игры:

  • Формирование активного негативного отношения старшеклассников к табакокурению, алкоголизму и наркомании;
  • Углубление знаний старшеклассников о курении, алкоголе,  наркотиках и зависимости от них;
  • Раскрытие негативных последствий употребления никотина, алкоголя и наркотиков;
  • Формирование здорового образа жизни у старшеклассников;
  • Развить навыки индивидуальной и коллективной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диск, карточки, жетоны с очками.

Ход игры

  1. Оргмомент – 3 мин.
  2. Пояснение правил игры – 2 мин.
  3. Блиц-турнир – 3 мин
  4. 1 раунд. Вредные привычки – 10 мин.
  5. 2 раунд. Вред или польза  – 10 мин.
  6. 3 раунд.  Мифы, определения, законы, картинки – 5 мин.
  7. 4 раунд. Твой выбор – 5 мин.
  8. Подведение итогов – 2 мин.

Правила игры:

1 этап – отбор игроков. Классу предлагается блиц-турнир (20 вопросов, на которые они должны ответить в течение 5 минут). За каждый правильный ответ дети получают очки, Учащиеся, набравшие набольшее количество баллов становятся участниками игры. Полная версия блиц-турнира в Презентации 1.

1 и 2 раунды. На экране появляется таблица, содержащая вопросы и очки.

рис.1

Рис. 1. Таблица 1 раунда

рис.2

Рис. 2. Таблица 2 раунда

Учащиеся выбирают тему и определенные очки, по гиперссылке открывается вопрос, право ответа имеет ученик первым поднявший карточку. В течение игры существует ряд занимательных и интересных предложений: вопрос аукцион, вопрос «кот в мешке», подразумевающий передачу права ответа одному из соперников, сюрприз-подсказка, когда игроки могут получить подсказку одноклассника.

рис.3

Рис. 3. Вопрос-аукцион

рис.4

Рис. 4. Кот в мешке

рис.5

Рис. 5. Сюрприз-подсказка

Для того, чтоб в течение всей игры были заняты все учащиеся, каждый последний вопрос раунда предлагается классу, если игроки ошибаются, право ответа так же переходит учащимся не занятым в игре, а игроки теряют баллы.

В 3 раунде игрокам предлагается поработать с мифами, определениями, законами, картинками, характеризующими вредные привычки. Правила игры сохраняются

рис.6

Рис. 6. Таблица 3 раунда

В заключительном раунде учащимся предлагается работа с высказываниями. Задание: необходимо определить какое высказывание относится, к какому из представленных людей.

рис.7

Рис. 7. Заключительный раунд

По окончании игры подводятся итоги: подсчитываются набранные очки и выдаются  дипломы за активное участие в занятии.

Полная версия игры представлена в Презентации 2.

Литература:

  1. Байер К., Шейнберг К. Здоровый образ жизни – М: Мир,1997.
  2. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях: Книга для всех. – М.: Бином-Спб: Невский диалект, 1999.
  3. Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркомании: Учебное пособие. – М: 1991.
  4. Большая медицинская энциклопедия. – М: «Просвещение», 2003.
  5. Веселковская Н.В., Коваленко А.Е. Наркотики. Свойства, действие, фармакокинетика, метаболизм. Пособие для работников наркологических больниц, наркодиспансеров. – М: Триада–Х, 2000.
  6. Гаронская С.В., Баранова, О.С. Выбираю жизнь Программа Д.О.М. учеб. метод. пособие для сотрудников правоохранит. органов и учителей. – 2-е изд. – Петрозаводск: 2002.
  7. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков.– Врачи предупреждают. – М.: Изд-во Центрополиграф, 2000.
  8. Дубровский В.И. Валеология: здоровый образ жизни. – М: 1999.
  9. Здоровый образ жизни или вредные привычки. уч. пособие. – Смоленск: 2003.
  10. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб: 1998. 
  11. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А.Н.Гаранского. – М: Лаборатория базовых знаний, 2000.
  12. Подвижные игры как средство борьбы с распространением вредных привычек (наркомания среди школьников). – Смоленск: 2003.
  13. Родионов, В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5–9 классов. – Ярославль: 2002.
  14. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  15. Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: уч. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  16. Уроки социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании / АВТ – сост. Н.Г. Шинкаренко – Ставрополь: СКИПРО, 2002.
  17. Физиологические основы оздоровительной тренировки в профилактике ПАВ. уч.пособие. – Смоленск: 2004.
  18. Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции. – М: Российское педагогическое агенство, 1997.