В последнее
время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных
областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, социологов, врачей. В
научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в
темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности,
мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные
исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению
тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических,
либо биосоциальных закономерностей.
Сегодня
выделяются четыре полоролевых типа,
свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и
недифференцированный. На основе данного деления мужчин и женщин на четыре
полоролевых типа появилось такое понятие, как гендерный подход.
Гендерный
подход – объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной
представительной демократии, суть которого – учет интересов обоих социально –
половых групп общества. Суть данного подхода состоит в том, чтобы найти
специальные меры для достижения гендерного равенства. Явления, которые
происходят в обществе, по-разному влияют на женское и мужское население,
вызывая разные их реакции. Осознание
этого и есть гендерный подход.
Гендерный
подход интенсивно внедряется в образование. Это происходит по двум
направлениям: одно из них – высшие учебные заведения, а второе – общеобразовательные
школы, лицеи, гимназии, учреждения начального и среднего профессионального
образования. Целью
гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных
ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание
условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и
девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов
научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам
от традиционных. Разработка гендерных подходов в образовании, по моему мнению,
является новым шагом в развитии педагогической науки. Задача разработки теории гендерного
образования и воспитания состоит в том, чтобы, интегрируя и перерабатывая
знания, полученные другими науками о человеке:
- выявить и показать обществу
педагогические аспекты процесса гендерной социализации девочек и мальчиков как
субъектов школьного воспитания, влияния сложных и многонаправленных
взаимодействий с родителями, сверстниками, педагогами, материалом школьных
учебников и курсов на становление гендерной идентичности индивидов обоего пола; - проанализировать роль школы как
социального института в гендерной социализации девочек и мальчиков,
способствовать ликвидации дискриминации по полу, преодолению наиболее жестких гендерных
стереотипов в педагогической школьной практике; - выявить закономерности и методики педагогического
влияния учителя на гендерные идентичности учеников, чтобы в процессе
педагогического взаимодействия, корректируя влияние среды, расширять
индивидуальные возможности самореализации учеников. Таким
образом, гендерное образование - это феномен, способный трансформировать
политику тоталитарного образования в направлении его большей толерантности.
Литература:
1.
Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике //
Педагогика. - 2001. - № 7. - с. 17-22.
2. Смирнова А. В. Гендерная социализация в общеобразовательной школе: Автореф.
дис. … канд. социол. наук. – Н. Новгород, 2005.
|