Ключевое условие достижения
результативности работы школы сегодня – обеспечение высокого уровня доступности
и используемости информационных технологий для учащихся и их родителей в
решении задач всеобуча при взаимодействии с любой школьной структурой,
участвующей в учебно-воспитательном процессе. В частности - с
социально-психологической службой школы. Все мы составляем то самое
информационное общество, к которому пришли в своем развитии. И чтобы молодому
человеку занять в таком обществе достойное место - нам необходимо готовить их к
жизни в современном информационном мире. А значит, необходимо специальным
образом организовывать это коммуникационно-информационное пространство,
создавать нужную информативную среду для формирования у детей и их родителей
новой мировоззренческой позиции. Активное использование цифровых ресурсов,
других возможностей ИКТ позволяет нашей службе во многом снять одну из главных
проблем всеобуча - «образовательного неравенства» - за счет широкого
распространения качественных информационных материалов на цифровых носителях,
за счет разработки информационно-обучающих ресурсов для диагностики,
консультаций и профилактики в деятельности нашей службы.В своей деятельности мы
используем следующие информационные технологии и ресурсы:
1. Электронные таблицы
Представление информации в табличной и
графической форме для обработки мониторинговых исследований в
диагностико-аналитической деятельности. Осуществление сравнительного анализа и
наглядное его представление через диаграммы и графики.
2. Электронные среды для деловых презентаций.
Создание мультимедийной презентации для
профилактических, консультационных и аналитических занятий, бесед, лекций,
семинаров с учащимися и родителями.
3. Интернет - ресурсы.
Доступ к официальным образовательным ресурсам,
базам данных, поиск нормативных документов. Возможность оперативного
документооборота. Доступ к электронной почте. Обмен опытом, информацией через
участие в форумах, заочных педагогических конференциях.
4. Электронные пособия.
Использование дисков с социально-психологической
информацией для учащихся, родителей и педагогов. Методическое насыщение конкретных занятий
цифровыми образовательными ресурсами. Разработка необходимых диагностических и
контрольных тестов.
5. «1С: ХроноГраф Школа».
Возможность доступа к основным информационным
системам административного управления (использование единой базы данных школы
для поиска необходимой информации об учащихся, семьях и родителях). Возможность
создания дополнительных информационных блоков по службе.
6. Школьный сайт.
Использование сайта для общения с родителями и
учащимися, размещение социально-психологической информации.
Активным инновационным методом является и применение
нами проектной деятельности с учащимися. Метод проектов – педагогическая технология,
ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и
приобретение новых. Данный метод позволяет – формировать некоторые личностные
качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены
вербально. К таким качествам можно отнести:
1)
Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение,
разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
2) Изменение
роли учащихся в обучении: они выступают активными участниками процесса, а не
пассивными статистами.
3) У
учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и
уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это –
неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для
достижения поставленной цели.
4) На
этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками,
объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает
мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию.
Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку)
окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.
В
своей практике использования проектной деятельности с учащимися мы создаем как межпредметные
проекты (социально-психологические) так и относящиеся к определенной области
знания (социологические и психологические).
Очень
интересным в плане практической и исследовательской деятельности является
подготовленный учащимися 10 класса проект «Лабиринты одиночества. Подростковый
возраст и одиночество в XXI
веке». В рамках проекта учащимися было
проведено несколько исследований, среди которых:
1. Проведение контент - анализа 16 высказываний
об одиночестве с целью выявления позитивного или негативного отношения к
феномену одиночества;
2. Проведение
анкетирования для выявления трудностей у учащихся, приводящих к одиночеству и
создание на основе данного исследования портрета подростка испытывающего
одиночество часто, редко, практически не
испытывающего;
3. Проведение
тестирования с целью выявления одиноких подростков;
4. С
целью определения эмоционального состояния подростков проведение и анализ
творчества учащихся: рисунков и стихов;
5.
Создание
листков—памяток с рекомендациями для детей и родителей;
6. Создание
и размещение в сети Internet сайта
«Одиноких сердец» для привлечения
одиноких подростков к общению, избавлению от изоляции, обмену чувствами
и эмоциями, переживаниями по поводу одиночества, для оказания социально - психологической
помощи через форум.
Таким образом, применение
инновационных технологий в социально-педагогической деятельности делает ее
более насыщенной и интересной для всей субъектов педагогического процесса.
Литература
1. «Новые информационные технологии для
образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – М:.
2000.
2. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные
программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. с.108-115.
|