Сайт социального педагога

           МОУ-Лицей №2 г. Саратова

            ПОСТЕЛЬНИКОВОЙ
         НАТАЛЬИ
ФЕДОРОВНЫ

Вторник, 20.11.2018, 14:47
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Форма входа
...
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Научно-исследовательская деятельность как один из методов обучения школьников

В настоящее время в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить.

Одним из основных компонентов всех технологий развивающего обучения является научно-исследовательская деятельность обучающихся.

В научно-методической литературе методы исследования называют как методы открытий, эвристические методы и методы решения проблем.

 Говорят: «Новое – хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского[1]. Он считал, что «…главное для  педагога не мешать детям в их естественном развитии как маленьких исследователей»[2].  Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выгодский.

И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания»[3]. В.П. Вахтеров подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.

Метод исследования или открытия лежит в основе методики творческого обучения, т.е .обучения «без образца». Обязательный структурный компонент урока – исследования  - создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Этот метод способствует развитию у учащихся  необходимых для самостоятельной исследовательской деятельности мыслительных и исследовательских умений. Применение метода исследования предполагает наличие некоторых этапов приобретения новых знаний. Основными этапами исследования являются:

Мотивация: постановка вопроса, формулирование проблемы и как следствие появление необходимости поиска решения проблемы. Результатом поиска станет приобретение  нового знания. Роль учителя - создание условий для возникновения вопроса, т.е. создание проблемной ситуации.(Посмотрите, пожалуйста, на доску и предположите о чем мы сегодня будем говорить, что будем изучать? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? Почему не можем? Что можно сделать для  того, чтобы ответить на вопросы?)

Этап исследования : поиск решения проблемы. Рекомендуется работа в малых группах, с использованием для каждой группы разного исходного материала, на основании которого учащиеся и осуществляют свой поиск. Это позволяет посмотреть на проблему с разных сторон.

Этап обмена информацией: изложение результатов исследования- учитель создает условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся. Происходит обоснование решения с одной стороны и поиск решения с другой стороны, мыслительная работа по соотнесению «своего» и «чужого».

Этап организации информации ( этап классификации): группировка имеющихся данных по принципу некоторого сходства. Группировка предполагает выделение некоторого признака сходства. Данный этап необходим  для того, чтобы учащиеся могли сделать «свое открытие» - найти общий связующий принцип, закономерность, общую идею.

Этап связывания информации: открытие и формулирование нового знания - нахождение общей идеи, которая относится к каждой выделенной ранее группе фактов.( Что мы видим общего? Чем похожи высказывания?)

Этап подведения итогов, рефлексии:  достижение понимания решения, возврат к проблеме, оценивается то, в какой мере она решена.(Могут быть поставлены вопросы: решена ли проблема? Что помогло вам решить проблему? Каким образом? Что вы узнали сегодня нового? Что теперь вы можете объяснить при помощи нового знания?)

Одной из форм исследовательской активности учащихся является выполнение школьниками самостоятельных исследований, которые могут быть представлены ими на ученических конференциях разного уровня, это позволяет удовлетворять их индивидуальные учебные (образовательные), творческие потребности, запросы, возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение.

 Возможность проведения самостоятельных исследований учащимися обеспечивается наличием выраженных интересов к той или иной проблеме и определенным уровнем развития интеллектуальных и творческих способностей, мыслительных и исследовательских умений школьников, к которым отнесем умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы, умения пользоваться приемами научного исследования.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок и внеурочную деятельность. В нашем лицее включение детей в исследовательскую деятельность происходит с первых шагов обучения, постепенно усложняясь. 

Приобретенные обучающимися в ходе научно-исследовательской работы умения и навыки позволяют применять и развивать их  в своей жизни в различных видах деятельности. Опыт показывает, что полученные умения и навыки исследовательской работы, учащиеся успешно применяют, обучаясь в высших учебных заведениях.

  



[1] Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения, Т. 1— 2, М., 1982

[2] Коменский Я.А. Школа детства. Опыты православной педагогики. М.,1993

[3] Вахтеров В.П. Избранные педагогические  сочинения.  М., 1987. с. 45

Категория: Мои статьи | Добавил: post_nat (24.10.2011)
Просмотров: 609 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
RSS
...
...

Copyright MyCorp © 2018
 Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет