Сайт социального педагога

           МОУ-Лицей №2 г. Саратова

            ПОСТЕЛЬНИКОВОЙ
         НАТАЛЬИ
ФЕДОРОВНЫ

Среда, 24.04.2024, 13:04
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 81
Форма входа
...
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Уровень заболеваемости детей и подростков уже на протяжении ряда лет остается на высоком уровне. Не случайно,  Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев  в своем Послании Федеральному собранию назвал укрепление здоровья школьников среди основных направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».

За последний год заметно активизировалась работа, как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни. В России развивается сеть школ, в которых проблемы здоровья учащихся решаются достаточно хорошо.

Значительную часть дня дети проводят в школе и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Так, сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

Одним из направлений решения проблемы здоровья учащихся является проведение проектной деятельности в данной области. В ходе подготовки школьных проектов, направленных на решение проблем здоровья, учащиеся изнутри изучаю проблемы, касающиеся их же самих и общества в целом. При подготовке проекта у учащихся формируется внимательное отношение  к своему организму, воспитывается понимание ценности человеческой жизни, закладываются основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Готовя проект, как на уроке, так и во внеурочное время,  у детей появляется больше самостоятельности, энтузиазм, интерес и мотивация, обусловленная  участием  в различных конференциях и конкурсах.  Так, в  2006 году учащимися 10 –х классов был подготовлен проект «Воздействие биоритмов на работоспособность человека». В ходе подготовки проекта учащиеся доказали, что, так как человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, то учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья. Они также установили, что  особенно важен учет ритмов в детском возрасте, когда закладывается фундамент здоровья. Данный проект стал победителем городских, областных и Всероссийских конкурсов и конференций.

В 2007 году учащимися 11-х классов был подготовлен проект «Трансгенные культуры: шаг в пропасть или путь к изобилию», целью которого стало содействие информационно-просветительской деятельности в области генетической инженерии через развитие основных знаний у молодежи и общественности,  формирование на их основе трезвого, взвешенного отношения к данному вопросу, а в частности и к собственному здоровью в целом. При подготовке проекта учащиеся занимались изучением генезиса развития биотехнологии и генетической инженерии, анализировали влияние трансгенных культур на здоровье человека, выявляли последствия воздействия ГМ-продуктов на здоровье человека, проводили опрос среди покупателей сети магазинов «Гроздь», «Магнит», своих одноклассников, беседовали с профессором, д.б.н. Чумаковым М.И., разработали рекомендации по выявлению ГМ-продуктов, создали и разместили в Интернет сети информационно-просветительский сайт, издали и распространили информационные листки-памятки по данной тематике. Проводя исследования, учащиеся убедились, что генетически модифицированные продукты приносят вред здоровью человека. Результаты исследования были озвучены на классных часах, родительских собраниях, публикациях. Проект был удостоен высоких наград,  став победителем на городских, областных, региональных, Всероссийских конференциях.

Учащимися 9-х классов в 2008 году был подготовлен проект «Воздействие электромагнитного излучения на человека», целью которого стало выявление негативного влияния электромагнитного излучения на организм человека.  Ребята активно занимались определением степени влияния электромагнитного излучения на здоровье человека, изучали и анализировали механизмы воздействия  электромагнитного излучения на здоровье человека, выявляли последствия воздействия электромагнитного излучения, разрабатывали рекомендации по поиску эффективных путей решения проблемы воздействия электромагнитного излучения на здоровье человека, создавали и размещали в Интернет сети информационно-просветительский сайт, издавали и распространяли информационные листки-памятки по данной тематике. Данный проект слал победителем областных, региональных, Всероссийских и Международных конференций и конкурсов. По результатам проекта дети задумались о вредном воздействии мобильных телефонов и компьютеров на организм человека.

В  2009 году также был подготовлен междисциплинарный проект (биология - психология) «Школьные фобии» учащимися 10 –го класса. Целью проекта стало   привлечение внимания общественности к феномену страха – фобии, содействие в поиске путей снятия данной проблемы у школьников и педагогов.  При подготовке проекта учащиеся разбирались в психологическом здоровье учащихся и педагогов, в  появлении страхов, депрессий и их причинах. Конечным результатом проекта стало установление того факта, что школьные фобии существуют как у учащихся, так и у педагогов. В связи с этим авторы проекта разработали комплекс коррекционных упражнений и провели социально-психологический тренинг среди учащихся с целью преодоления фобий.  Проект также был неоднократно признан победителем городских, региональных и Всероссийских конкурсов и конференций.  Практической значимостью проекта стал тот факт, что дети задумались над своими страхами и приняли попытку избавится от них с помощью рекомендаций психологов и коррекционных упражнений, а также привлекли к этому педагогов.

Учащимися 10-го класса в 2010 году был выполнен еще один междисциплинарный проект (биология - социология), который называется «Вирус страха» СПИД – как актуальная проблема современности». Целью проекта стало расширение информационного поля по проблеме заболеваемости синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) в г. Саратове,  с целью снятия нарастающего страха у молодежи перед ВИЧ-инфекцией и развития у них на основе приобретенных знаний трезвого, взвешенного отношения к проблеме в целом и собственному здоровью. В ходе работы над проектом учащиеся  изучали причины возникновения, генезис развития СПИДа, проанализировали методы профилактики и лечения синдрома приобретенного иммунодефицита, провели интервью с одноклассниками и специалистами Государственного учреждения здравоохранения «Саратовский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями», разработали рекомендации по расширению информационного поля о проблеме заболеваемости синдромом приобретенного иммунодефицита. Данный проект позволил задуматься учащимся о серьезной проблеме – проблеме СПИДа и о своем здоровье. Проводя исследование, учащиеся установили, что подростки боятся общаться с ВИЧ - инфицированными, избегают их, многие не знают путей заражения СПИДом. Поэтому практической частью проекта стало создание и распространение среди молодежи листовок с информацией о СПИДе и путях его распространения, а также создание стенда. Проект также неоднократно становился победителем городских, областных, региональных и Всероссийских конкурсов и конференций.

Все выше перечисленные проекты направлены на сохранение здоровья учащихся, подростков, молодежи и педагогов. Через проектную деятельность в непринужденной форме учащиеся решают вопросы, связанные со здоровьем человека, осознают важность его сохранения и пересматривают пути своего поведения, что является в настоящее время очень актуальным.   

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то  в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты физически, личностно, интеллектуально  и духовно. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Категория: Мои статьи | Добавил: post_nat (13.12.2011)
Просмотров: 1074 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
RSS
...
...

Copyright MyCorp © 2024
 Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет