Сайт социального педагога

           МОУ-Лицей №2 г. Саратова

            ПОСТЕЛЬНИКОВОЙ
         НАТАЛЬИ
ФЕДОРОВНЫ

Пятница, 26.04.2024, 12:52
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 81
Форма входа
...
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ


Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы.         Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам.
Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности в области научно-исследовательской деятельности.

Применение проектных технологий в социально-педагогической работе, включающей детей в социально значимую деятельность, развитие у них учебно-исследовательских (проектных) навыков работы в области социально значимых проблем, как города, так и страны в целом, на мой взгляд, и является инновационной составляющей социально-педагогического образования и воспитания в нашем лицее.

Разработанный мною информационно-обучающий курс «Введение в социальное проектирование» предназначен для учащихся 8-11 классов, целью которого является формирование у учащихся активной гражданской позиции, создание методологической основы для проведения социального проектирования и научно-исследовательской деятельности  в социальной сфере.

При реализации курса поставлены следующие задачи:

  1. С формировать и углубить знания о методологии и особенностях социального проектирования.
  2.   Развить навыки  индивидуальной и коллективной проектной работы в процессе подготовки сообщений, рефератов, творческих работ, проектов по социально значимым вопросам и актуальным проблемам социальной политики государства.
  3.  Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения.
Представленный курс имеет модульную систему обучения и  рассчитан  на 36 часов. Модульный курс обучения предполагает, что работа ведется в рамках конкретного проекта, доводя его от начала до конца по следующему комплексу  блоков занятий:

1 блок (рассчитан на 4 часа) "Проект: результат или технология" предполагает знакомство учащихся с методикой социального проектирования, основными понятиями, принципами и видами научно-исследовательской деятельности в социальной сфере, технологиями построения социальных проектов и рассмотрением его структурных элементов. Данный материал представляет собой важную и актуальную основу проектирования, на которую  будут накладываться основные навыки ведения научной деятельности учащихся.

2 блок (рассчитан на 18 часов) "Выход в «поле». Стратегии проектной работы", включает информацию и практическую работу по  выполнению проектной деятельности. Блок подразумевает не только получение новых знаний детьми, но и процесс самостоятельного определения социально значимых проблем в современном обществе, поиск путей их решения,  формулирования научных целей, задач, гипотез, освоение научного стиля изложения материала, построение исследовательской деятельности и ее анализ в рамках проекта.

3 блок (рассчитан на 14 часов)  "Вам слово: презентация научного труда", посвящен вопросу представления социального проекта перед научным сообществом. Данная тема направлена на рассмотрение основных правил создания презентаций проектов и их защиты перед аудиторией.


Процесс обучения социальному проектированию  в рамках курса представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. Активный, творческий характер изучению социальных проблем в обществе придают проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные взгляды и относиться к ним терпимо, а главное начать собственное социально ориентированное исследование.  
При выполнении социально ориентированной научно-исследовательской работы, проектировании предполагается использование учащимися различных социологических методов  сбора данных: интервью, беседы, анкетирования, наблюдения, а также анализа документов, постановки научных экспериментов и опытов по интересующим их темам. На занятиях предлагается в качестве практического задания составить план проведения исследования, определить необходимый инструментарий (гид интервью, анкеты, видео и аудио аппаратура, карточка наблюдения и другие). Учащиеся должны представить не только ответы на поставленные вопросы, они должны проанализировать полученные результаты, сделать определенные выводы, самостоятельно аргументировать свою позицию по отношению к социальной политике государства и социально значимым проблемам общества.
За время работы данного курса учащимися было подготовлено несколько социально ориентированных проектов, среди которых:

1.     Правовое пространство несовершеннолетних

2.     СПИД как актуальная проблема современности

3.    Социально-демографическая ситуация в России: прошлое, настоящее и будущее

4.     Школьные фобии

5.  Роль темперамента в структуре межличностного взаимодействия индивидов

6.     Социальное сиротство в России

7.   Лабиринты одиночества. Проблема одиночества в современном мире

8.     Благотворительность и меценатство

9.     Вредные привычки. Проблема наркомании в молодежной среде

10. Насилие над детьми: система социальной защиты в современном мире

11.  Маркетинг социальных услуг

 Литература:

1.   Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вебрум-М, 2001.

2.    Клещеева Т. В. Особенности работы в классах, спрофилированных на вузы// Преподавание в школе. - 2001.-№6.с.14.

3.    Кохтев Н.Н Риторика: учебное пособие для учащихся 8-11 кл. с углуб. изуч. гуманит.предметов.-М.: Просвещение, 1994.

4.      Никитина Р.и др. Введение в научно-исследовательскую работу: учебная программа./Школа, -1996-№2

5.  Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 2001.

 

 



Категория: Мои статьи | Добавил: post_nat (22.09.2011)
Просмотров: 598 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
RSS
...
...

Copyright MyCorp © 2024
 Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет