Сайт социального педагога

           МОУ-Лицей №2 г. Саратова

            ПОСТЕЛЬНИКОВОЙ
         НАТАЛЬИ
ФЕДОРОВНЫ

Воскресенье, 22.07.2018, 00:19
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Форма входа
...
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

Социокультурные, экономические изменения, которые происходили и происходят в стране наиболее остро  отразились на подрастающем поколении, так как именно оно оказалось  наименее  подготовленным к встрече с ними. В последнее десятилетие в детской и молодежной среде возросли такие кризисные показатели, как жестокость, агрессивность, цинизм, ухудшение здоровья, наркотизация, алкоголизм, сексуальная гиперактивность и проституция, общая невротизация. Ассоциации,  возникающие при упоминании слова «кризис», как правило, у детей и подростков связаны с катастрофическими явлениями развала, разрушения устоявшихся связей, представлений, норм, ценностей. Обратившись же к этимологии  данного понятия можно увидеть, что оно обозначает  резкий крутой перелом, переходное состояние какого-либо процесса, решение ситуации, причем необязательно в негативную сторону. Однако, на этот  аспект характеристики кризиса  недостаточное внимание обращается социальными педагогами при  работе с кризисной ситуацией  ребенка.

 По мнению философов, кризисное состояние, должно побуждать человека к поиску причин, породивших проблемную ситуацию, чтобы разобравшись устранить их, а также   к поиску средств и возможностей для выхода из кризиса. Вместе с тем, привыкнув руководствоваться  в своей деятельности решениями  учителей, родителей многие учащиеся  перестают полагаться на себя, а столкнувшись с кризисной ситуацией, не  способны ее самостоятельно оценить, актуализировать себя в ней и попытаться  найти выход. Затяжной же, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно-психического или психосоматического страдания ребенка. Один из путей разрешения данной проблемы нам видится в  активном использовании  социально-педагогическими службами  школ технологий социально-педагогической поддержки  детей  и подростков в кризисных ситуациях. Социально-педагогическая поддержка  рассматривается как превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем  связанных с физическим и психическим положением, успешным продвижением в обучении, принятии школьных правил, с эффективной межличностной коммуникацией, жизненным, профессиональным  или этическим выбором. В зависимости от  направленности   выделяют общую и индивидуально-личностную   поддержку (Бондаревская Е.В., Кульневич С.В.). Целью общей социально-педагогической поддержки является создание эмоционального фона доброжелательности, сотрудничества, благоприятных условий для  реализации личностного  потенциала  детей в учебно-воспитательном процессе, а  индивидуально-личностной – оказание помощи  ребенку в  преодолении препятствий, возникших на  пути и осложняющих процессы его самореализации, самоорганизации и самоопределения. Развитию  кризисной ситуации в жизни  детей и подростков, способствуют три группы  препятствий: субъективные «Я-препятствия», т.е. недостаточность у личности первичной информации для принятия самостоятельных действий , препятствие-трудность, препятствие-проблема (физическая, психическая, интеллектуальная недостаточность, отсутствие необходимого опыта, знаний и т.д.); объективные (социальные) препятствия, которые  обуславливаются  микросоциальной  средой, в частности,  педагогами, администрацией школы, родителями, сверстниками, социокультурными особенностями  микрорайона; материальные  препятствия, влияющие на материально-техническую оснащенность учебного заведения, финансовое благополучие семьи и детей. То или иное препятствий на пути  ребенка  и  будет определять  содержание социально-педагогической поддержки, основными направлениями которой   в условиях  школы  могут стать: помощь  детям в разрешении  конфликтных ситуаций  в разнообразных диадах  («учитель-ученик»,  «ученик-родители» и др.); поддержка учащихся, испытывающих  затруднения в обучении и усвоении учебных программ; поддержка успешности ребенка в общении со сверстниками и родителями; поддержка психического и физического  здоровья детей; создание условий и поддержка развития творческого потенциала детской личности; поддержка детей из многодетных, неблагополучных семей; помощь  в организации досуговой деятельности . Показателями для осуществления социально-педагогической поддержки  выступают кризисные ситуации в жизни  ребенка (неуспеваемость, распад семьи,  болезнь ,смерть близких и т.д.) ,  устойчивые  расстройства поведения (агрессивность, страх, депрессия, лживость  и т.д.).

Социально-педагогическая поддержка  включает в себя  диагностический, поисковый, договорный, деятельностный и рефлексивный этапы. Каждый из  них преследует свои цели и задачи, предполагает использование разнообразных  средств  поддержки. Так, целью диагностического этапа является не только выявление и фиксация факта наличия проблемы, но и  ее вербализация  (формулирование и проговаривание) самим  подростком. Поисковый  этап предполагает  совместный поиск социального педагога и  ученика по выявлению причин возникновения трудности или кризиса ,последствий  их сохранения, а также путей разрешения, а рефлексивный - совместное  обсуждение успехов и неудач  в разрешении проблемы, осмысление и социальным  педагогом и подростком новых вариантов самоопределения. Такой подход к технологизации социально-педагогической поддержке значительно повышает ее эффективность, так как дети и подростки не просто получают необходимую помощь со стороны социального педагога, но учатся    анализировать кризисные ситуации, искать пути выхода из них приучаются брать на себя ответственность за предстоящий выбор.          

Категория: Мои статьи | Добавил: post_nat (23.09.2011)
Просмотров: 1787 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
RSS
...
...

Copyright MyCorp © 2018
 Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет