Статистика показывает, что
85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но
только 8-10 % из них считают эффективным такой метод воспитания эффективным, а
65 % предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Дети нуждаются не в
физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.
Когда родители используют
физические наказания для «воспитания», они полагают, что самый короткий путь к
уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши.
Родители, которые часто
используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со
стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется,
а не так, как от них требуют.
Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние
и желание исправиться, а совсем другие чувства:
v Возмущение, обиду: «Это несправедливо. Я не
заслужили такого отношения».
v Месть: «Они выиграли сейчас, но я
с ними сквитаюсь».
v Протест: «Я сделаю им назло, пусть
они поймут, что я имею право поступать по-своему». и Изворотливость: «В
следующий раз я постараюсь не попасться».
v Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать
сам за себя, за меня всегда должны решать другие».
v Непонимание: «А что я сделал такого, за
что меня наказывают?»
Уважаемые родители, если Вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка,
обратитесь за разъяснениями к специалистам.
Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку
на ребенка. Это происходит как эмоциональная разрядка на предмете раздражения.
Но многие раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит?
Схема поведения следующая: ситуация-мысли-чувства-действия.
1. Ситуация. Причины
Поведение
ребенка, которое может привести к физическому наказанию:
v не слушается, дерется, ведет
себя вызывающе;
v обманывает;
v ворует;
v не выполняет домашних
обязанностей;
v ломает игрушки, портит вещи;
v капризничает во время еды,
при отходе ко сну;
v надоедает, пристает,
требует;
v делает все медленно;
v плохо учится;
v ноет, хнычет.
2. Мысли
Они возникают у родителей в связи с ситуацией.
Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный
момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они
сравнивают своего реального. Они не
учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи сам собой, а
я таким, каким они себе его воображаю Неправильные представления о том, каким
должен быть ребенок,
завышенные требования к нему очень часто ведут неправильным
реакциям на поведению своего, а не
идеального ребенка.
3. Чувства
Отрицательные чувства
родителей раздражение, гнев, ярость, - если с ними не справиться, приводят
к действиям (физическому
наказанию).
4. Действия
Физические наказания,
которые, по мнению
родителей, станут для него заслуженными и
заставят изменить поведение.
Эту цепь родители могут
прервать на любом этапе.
Воспользуйтесь при воспитании вашего ребенка следующими советами:
1. На уровне ситуации
Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку
незачем было вести
ceбя неправильно.
Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями,
просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.
Предложение: не дожидайтесь, пока
ребенок станет демонстрировать
потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделить
ребенку хотя бы 15 минут, поиграйте с ним, поговорите. Используйте любую возможность, чтобы выразить
свои высокие чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте
его по руке).
2. На уровне мыслей и образов
• Не предъявляйте ребенку
требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
Пример: отец шлепает свою
двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу».
Предложение: присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она
не достигнет возраста шести-семи лет; тогда она сама сможет оценить степень
опасности.
• И дети, и взрослые лгут,
чувствуя себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания или из страха, что их
отвергнут.
Пример: ребенок обманывает.
Предложение: родители должны понять, что
ребенок не родился лгуном и у него должны быть причины для обмана.
3. На уровне чувств
Если поведение ребенка
все-таки вызвало у вас раздражение,
гнев, то ваши отрицательные эмоции не обязательно должны выражаться
в физическом наказании.
Пример: «Меня ужасно раздражает,
когда мой сын поет».
Предложение: используйте те приемы
самоуспокоения, которые вы
знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц.
4. На уровне действий
Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать
только на физическое наказание.
Пример: ребенок толкается и возится до тех пор, пока
его не отшлепают. Тогда он успокаивается.
Предложение: кроме
физического наказания
существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы
еще не испробовали.
ВНИМАНИЕ!
Перед тем, как взяться за ремень, не действуйте
сгоряча, подумайте:
• отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не
хочется?
• не требуете ли
вы от него слишком многого?
• может быть, поступок ребенка, за который его наказывают, - это
сигнал тревоги, говорящий, что он попал
в трудную ситуацию?
• можете ли вы помочь своему ребенку, поддержать
его, не прибегая к физическому наказанию?
|