Социокультурные, экономические изменения, которые
происходили и происходят в стране наиболее остро отразились на подрастающем поколении, так как
именно оно оказалось наименее подготовленным к встрече с ними. В последнее
десятилетие в детской и молодежной среде возросли такие кризисные показатели,
как жестокость, агрессивность, цинизм, ухудшение здоровья, наркотизация,
алкоголизм, сексуальная гиперактивность и проституция, общая невротизация.
Ассоциации, возникающие при упоминании
слова «кризис», как правило, у детей и подростков связаны с катастрофическими
явлениями развала, разрушения устоявшихся связей, представлений, норм,
ценностей. Обратившись же к этимологии
данного понятия можно увидеть, что оно обозначает резкий крутой перелом, переходное состояние
какого-либо процесса, решение ситуации, причем необязательно в негативную
сторону. Однако, на этот аспект
характеристики кризиса недостаточное
внимание обращается социальными педагогами при
работе с кризисной ситуацией
ребенка. По мнению
философов, кризисное состояние, должно побуждать человека к поиску причин,
породивших проблемную ситуацию, чтобы разобравшись устранить их, а также к поиску средств и возможностей для выхода
из кризиса. Вместе с тем, привыкнув руководствоваться в своей деятельности решениями учителей, родителей многие учащиеся перестают полагаться на себя, а столкнувшись
с кризисной ситуацией, не способны ее
самостоятельно оценить, актуализировать себя в ней и попытаться найти выход. Затяжной же, хронический кризис
несет в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно-психического или
психосоматического страдания ребенка. Один из путей разрешения данной проблемы
нам видится в активном
использовании социально-педагогическими
службами школ технологий
социально-педагогической поддержки
детей и подростков в кризисных
ситуациях. Социально-педагогическая поддержка
рассматривается как превентивная и оперативная помощь детям в решении их
индивидуальных проблем связанных с
физическим и психическим положением, успешным продвижением в обучении, принятии
школьных правил, с эффективной межличностной коммуникацией, жизненным,
профессиональным или этическим выбором.
В зависимости от направленности выделяют общую и
индивидуально-личностную поддержку
(Бондаревская Е.В., Кульневич С.В.). Целью общей социально-педагогической
поддержки является создание эмоционального фона доброжелательности,
сотрудничества, благоприятных условий для
реализации личностного потенциала детей в учебно-воспитательном процессе,
а индивидуально-личностной – оказание
помощи ребенку в преодолении препятствий, возникших на пути и осложняющих процессы его
самореализации, самоорганизации и самоопределения. Развитию кризисной ситуации в жизни детей и подростков, способствуют три
группы препятствий: субъективные
«Я-препятствия», т.е. недостаточность у личности первичной информации для
принятия самостоятельных действий , препятствие-трудность, препятствие-проблема
(физическая, психическая, интеллектуальная недостаточность, отсутствие
необходимого опыта, знаний и т.д.); объективные (социальные) препятствия,
которые обуславливаются микросоциальной средой, в частности, педагогами, администрацией школы, родителями,
сверстниками, социокультурными особенностями
микрорайона; материальные
препятствия, влияющие на материально-техническую оснащенность учебного
заведения, финансовое благополучие семьи и детей. То или иное препятствий на
пути ребенка и
будет определять содержание
социально-педагогической поддержки, основными направлениями которой в условиях
школы могут стать: помощь детям в разрешении конфликтных ситуаций в разнообразных диадах («учитель-ученик», «ученик-родители» и др.); поддержка учащихся,
испытывающих затруднения в обучении и
усвоении учебных программ; поддержка успешности ребенка в общении со
сверстниками и родителями; поддержка психического и физического здоровья детей; создание условий и поддержка
развития творческого потенциала детской личности; поддержка детей из
многодетных, неблагополучных семей; помощь
в организации досуговой деятельности . Показателями для осуществления
социально-педагогической поддержки
выступают кризисные ситуации в жизни
ребенка (неуспеваемость, распад семьи,
болезнь ,смерть близких и т.д.) ,
устойчивые расстройства поведения
(агрессивность, страх, депрессия, лживость
и т.д.).
Социально-педагогическая
поддержка включает в себя диагностический, поисковый, договорный,
деятельностный и рефлексивный этапы. Каждый из
них преследует свои цели и задачи, предполагает использование
разнообразных средств поддержки. Так, целью диагностического этапа
является не только выявление и фиксация факта наличия проблемы, но и ее вербализация (формулирование и проговаривание) самим подростком. Поисковый этап предполагает совместный поиск социального педагога и ученика по выявлению причин возникновения
трудности или кризиса ,последствий их
сохранения, а также путей разрешения, а рефлексивный - совместное обсуждение успехов и неудач в разрешении проблемы, осмысление и
социальным педагогом и подростком новых
вариантов самоопределения. Такой подход к технологизации
социально-педагогической поддержке значительно повышает ее эффективность, так
как дети и подростки не просто получают необходимую помощь со стороны
социального педагога, но учатся
анализировать кризисные ситуации, искать пути выхода из них приучаются
брать на себя ответственность за предстоящий выбор.
|