Каждый родитель сталкивается с моментом
профессионального самоопределения своего ребенка. Есть ли необходимость каждому
выпускнику школы поступать в высшее учебное заведение?
Дело в том, что в жизни каждого старшеклассника наступает
момент, когда он вынужден задуматься о своем
будущем. Подчеркиваю - именно он, а вы на данном этапе можете только
помочь, подсказать, эмоционально поддержать, дать ему веры в собственные силы.
Но, ни в коем случае, не определять его будущее самим.
Профессиональное
определение происходит в 15-16 лет и означает смену ведущей деятельности
подростка с интимно-личностной - на профессиональную. Для ранней юности
характерна устремленность в будущее.
Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток
остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и,
как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок
необходимо создать жизненный план -решить вопросы, кем быть (профессиональное
самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). Жизненный план - не
то же самое, что подростковые мечты о будущем.
Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься
в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это
еще нельзя назвать жизненной
перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе будущее
в общих чертах, а сознавать способы достижения поставленных целей.
Устремленность в будущее только тогда благоприятно
влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При
благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в
будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что потом будет еще
лучше.
В этих условиях школа должна оказать образовательную
поддержку в самоопределении молодых люден. Задача школы - воспитание человека,
умеющего осознанно и самостоятельно ставить перед собой достижимые цели,
выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности,
извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Проблема выбора профессии стоит перед
старшеклассником всегда, и если он не наделен большими способностями, или даже
имеет некоторые проблемы с учебой, то для него проблема выбора профессии стоит
особенно остро. А если при этом родители, только из лучших побуждений, требуют обязательно поступить в
ВУЗ и учиться, в последствии получая удовлетворение, то такой ребенок будет
несчастен в высшей мере и вскоре выдохнется.
Поэтому родителям необходимо реально оценить возможности
и способности своего ребенка и направить его по пути дальнейшего развития, будь
это ВУЗ или колледж. Ведь всегда можно среди огромного спектра профессий
выбрать ту, которая подойдет по склонностям и способностям, а также, что не
менее важно, по коммуникативным возможностям.
Письменные источники свидетельствуют о том, что
профессиональный отбор существовал уже на заре человеческой цивилизации. Шумеры
(V-VI вв. до нашей эры) тщательно проверяли юношей перед
тем, как допустить их к участию в военных действиях. Причем проверялись не
только физические характеристики (сила, быстрота, меткость), но и
психологические. А в Древнем Египте жестокий отбор проходили будущие жрецы. В
результате выявлялись нравственные,
трудовые, волевые и интеллектуальные качества кандидатов.
Основная проблема выбора - это незнание выпускником
мира профессий. Поэтому в правильном выборе профессии вашему ребенку всегда
будет рад помочь психолог, имеющий в своем
арсенале специальные методы профориентации подростков. И именно
он, узнав о способностях, склонностях и мотивации вашего ребенка, сможет
предложить варианты его обучения подходящей ему профессии (либо сразу ВУЗ, либо
сначала колледж, а потом по осознанному желанию молодого человека -ВУЗ).
Но каждому из вас не будет лишним знать
основные аспекты правильного
выбора профессии. Существуют три принципа выбора профессии:
- знание и учет своих собственных возможностей и
способностей;
- знание требований профессии к человеку;
- умение соотносить эти факторы.
Ученые выявили
факторы выбора профессии, которыми
неосознанно руководствуются подростки.
ФАКТОРЫ
ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Отношение семьи:
- помощь родителей в выборе;
- свобода выбора;
- несогласие с выбором.
Отношение друзей и сверстников:
- советы друзей;
- «за компанию».
Отношение преподавателей:
- помощь в формировании
умений и навыков;
- выявление интересов,
способностей и склонностей.
«Личный план»:
- главная цель «кем я буду»;
- пути и средства достижения
цели;
- самостоятельность
выполнения профессионального плана.
Способности:
- уровень развития
способностей;
- особенности
индивидуально-психологических способностей.
Стремление к признанию:
- оценка своих успехов и
неудач;
- честное отношение к
успехам других,
- мнение коллектива.
Информированность:
- средства
массовой информации о специализации учебных
заведений и предприятий;
- устаревшие источники информации;
- предвзятое отношение к профессии.
Склонности:
- любимое занятие;
- желание больше узнать о
любимом деле;
- активность в освоении.
Можно сделать вывод что,
именно вы, родители имеете непосредственное влияние на правильный выбор
профессии своего ребенка. И очень важно, чтобы вы это осознали и помогли
определить приоритеты на будущее вашему выпускнику.
Цель профессиональной ориентации
- оказание психологической помощи в выборе профессии с
учетом мотивационных,
психофизиологических, интеллектуальных,
характерологических и эмоциональных особенностей личности, с
учетом рынка труда и личных интересов.
К сожалению, в настоящее
время молодежь видит смысл выбора профессии вне ее содержания. На первое место
выходят факторы престижа и зарплаты. Разъединение человека и его профессии
ведет к серьезным внутренним противоречиям, делая человека несчастным, потому
что он тратит жизнь на работу, которую не любит.
А бывают и такие случаи, что
молодой человек, уже работая
по выбранной специальности,
понимает, что ему необходимо продолжить образование в высшем учебном заведении.
Это, в принципе, идеальный вариант самоопределения. Так как это будет его
осознанный выбор!
Вот и
получается, что высшее образование является не самоцелью, а
средством в достижении успеха в выбранной профессии.
НЕСКОЛЬКО ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА ТЕМУ:
Выбор профессии - это выбор пути обучения профессии.
Профессии могут быть разными, но все они равноценны. Выбор профессии - это проектирование трудового
жизненного пути.
Нет неинтересных профессии, а есть
незаинтересованные ими люди.
Выбор профессии должен быть самостоятельным и
сознательным.
Чтобы выбрать профессиональный путь, надо мысленно перебрать много
других.
|