Сайт социального педагога

           МОУ-Лицей №2 г. Саратова

            ПОСТЕЛЬНИКОВОЙ
         НАТАЛЬИ
ФЕДОРОВНЫ

Четверг, 28.11.2024, 19:31
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [85]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 81
Форма входа
...
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Элективный курс "Введение в социально-ориентированную проектную деятельность""
[ Скачать с сервера (385.5 Kb) ] 01.11.2011, 15:20

Пояснительная записка

 вид курса: информационно-обучающий

Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов, целью которого является формирование у учащихся активной гражданской позиции, создание методологической основы для проведения социально-ориентированной проектной деятельности  в социальной сфере.

При реализации курса поставлены следующие задачи:

- Сформировать и углубить знания о методологии и особенностях социально-ориентированной проектной деятельности.

- Развить навыки  индивидуальной и коллективной проектной работы в процессе подготовки сообщений, рефератов, творческих работ, проектов по социально значимым вопросам и актуальным проблемам социальной политики государства.

- Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения. 

Данная программа представляет модульный курс обучения и  рассчитана  на 12 часов. Модульный курс обучения предполагает, что работа ведется в рамках конкретного проекта, доводя его от начала до конца по следующему комплексу  блоков занятий:

1 блок (рассчитан на 3 часа) "Проект: результат или технология" предполагает знакомство учащихся с методикой социально-ориентированной проектной деятельности, основными понятиями, принципами и видами научно-исследовательской деятельности в социальной сфере, технологиями построения социально-ориентированных проектов и рассмотрением их структурных элементов. Данный материал представляет собой важную и актуальную основу проектирования, на которую  будут накладываться основные навыки ведения социально-ориентированной научно-исследовательской деятельности учащихся.

2 блок (рассчитан на 6 часов) "Выход в «поле». Стратегии проектной работы", включает информацию и практическую работу по  выполнению социально-ориентированной проектной деятельности. Блок подразумевает не только получение новых знаний детьми, но и процесс самостоятельного определения социально значимых проблем в современном обществе, поиск путей их решения,  формулирования научных целей, задач, гипотез, освоение научного стиля изложения материала, построение исследовательской деятельности и ее анализ в рамках проекта.

3 блок (рассчитан на 3 часа)  "Вам слово: презентация научного труда", посвящен вопросу представления социально-ориентированного проекта перед научным сообществом. Данная тема направлена на рассмотрение основных правил создания презентаций проектов и их защиты перед аудиторией.

Каждый последующий проект начинается с первого блока.

Данный курс пробуждает интерес к проектной, научной деятельности в социальной сфере, желание самостоятельного применения полученных знаний на практике, помогает учащимся сформировать научное мышление, приобретать навыки анализа и эффективного решения социальных проблем в обществе. Содействие социальной политике государства позволяет учащимся  проявить себя в практике социальной работы и научном сообществе, а также позволяет овладеть современными компьютерными технологиями в процессе обучения.

При реализации программы курса предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, самостоятельные и исследовательские работы, анализ и обработка информации подготовленной в процессе поисковой деятельности, дискуссии и диспуты по вопросам проектирования, использование компьютерных программ.

Работа   в рамках данного курса открывается в начале учебного года со знакомства с методикой проведения социально-ориентированного проекта, создания научно-исследовательских работ по социально значимым проблемам и вопросам современного общества. На первых  занятиях  рассматриваются основные виды исследовательских работ, дается обзор научно – практических конференций и конкурсов школьников, рассматриваются основные понятия научно – исследовательской работы в социальной сфере, схемы и структура социального исследования и научного познания,  поиска информации.

Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;

2) соответствие интересам учащегося-исследователя;

3) реальная выполнимость;

4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов;

5) обеспеченность необходимым количеством различных источников;

6) грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения  (с указанием четких рамок рассмотрения темы). В названии следует избегать как упрощений, так и излишней наукообразности, использования спорных с научной точки зрения формулировок и терминов.

Школьники должны видеть  отличия  научно – исследовательской работы от реферата, понимать, что исследование должно быть связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом.

После определения формулировки рабочего названия темы (с окончательным названием можно определиться  после завершения исследования) учащийся-исследователь переходит к составлению рабочей программы исследовательской работы. На этом этапе конкретизируется состояние проблемы, определяются степень актуальности и цель исследования (которая обычно легко вытекает из темы работы), его задачи, методы и этапы, а также делается прогноз ожидаемых результатов исследования.

Для определения состояния изученности темы, уточнения цели исследования, выбора оптимальных методов работы необходимо тщательное знакомство учащихся с литературой по выбранной ими проблеме.

Первоначально ученик занимается поиском литературы, получив необходимую информацию по теме. Важно дать информацию учащимся о правилах работы в библиотеках, обучить навыкам ускоренного поиска необходимой информации, в том числе и с использованием современных информационных технологий.

На следующем этапе работы с литературой следует обучить учащихся брать на вооружение цитируемые в изданиях работы, а также публикуемые в отдельных изданиях исчерпывающие библиографические списки по необходимой юному исследователю проблематике. Помимо этого, ученики  оценивают степень полезности  справочных и энциклопедических изданий.

Так, учащиеся усваивают следующие общие навыки работы с литературой:

1) умение заносить полные библиографические данные книги или статьи в карточку, чтобы избежать трудностей при составлении списка используемых работ;

2) конспектирование основных положений литературного источника;

3) грамотное выписывание и систематизация цитаты (с указанием номера страницы и полных данных об источнике информации).

Итогом усвоения навыка работы с литературой становится способность учащихся написания фрагмента работы, который условно можно назвать «Обзор литературы по социальной проблеме исследования».

Важным этапом в осмыслении проделанной ими работы является участие юных исследователей в конференции по защите избранных тем.  Помимо осознания полученных результатов исследования, учащиеся приобретают речевые навыки, опыт отстаивания своей точки зрения, ведения дискуссии.

В течение курса учащиеся на занятиях формируют умения и навыки оформления исследовательских работ в соответствии с утвержденными и общепринятыми требованиями, учатся использовать академический стиль изложения материала.

При подготовке к защите ученической научно - исследовательской работы следует помнить, что существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являются  классическая и творческая модели защиты. Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:

актуальность и новизна исследования;

характеристика использованных источников и литературы;

характеристика основных научных подходов к решению проблемы;

обоснование выбора методов исследования;

основные выводы по содержанию работы.

Творческая модель защиты предполагает:

    создание презентации  научно-исследовательской работы;

оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;

демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;

оригинальное представление фрагмента основной части исследования;

• создание информационных листков, памяток по теме работы.

При организации научно-исследовательской работы учащихся педагог является лишь  организатором, координатором, который направляет действия учащихся и развивает следующие исследовательские умения и навыки:  

выявления и постановки проблемы;

уточнения неясных вопросов;

формулировки гипотез;

проверки гипотез;

планирования и разработки исследовательских действий;

сбора данных (накопления фактов, наблюдений, доказательств);

анализа и синтеза собранных данных;

сопоставления данных и умозаключений;

подготовки и написания сообщений, тезисов;

выступления с подготовленным сообщением;

построения обобщений и выводов.

Важным моментом при организации работы является вопрос о мотивации, так как главным условием  работы является добровольное желание учащегося. Это достигается возможностью быть первым в исследовании данного социально значимого вопроса, быть опубликованным в печати, выступить со своей работой  на научно-практической конференции. 

Процесс обучения социально-ориентированной проектной деятельности  в рамках курса представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

мыслительных умений и навыков  (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

специальных исследовательских умений и навыков.

Все выше перечисленные умения и навыки формируются как на специальных занятиях, так и на консультациях, посвященных разработке научно-исследовательских проектов учащихся в социальной сфере. На занятиях предпочтение  отдается методам и приемам, побуждающим мыслить, рассуждать, искать и анализировать. Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях является самостоятельная работа. Активный, творческий характер изучению социальных проблем в обществе придают проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные взгляды и относиться к ним терпимо, а главное начать собственное социальное исследование. Учащимся предлагается работа с разными видами источников - это официальные документы и статистические данные, свидетельства современников - очевидцев событий, концепции, открытия различных ученых, научные публикации, статьи, монографии, книги, Интернет ресурсы.  На занятиях учащиеся учатся выделять главную мысль, позицию автора, сравнивать разные по взглядам источники на один и тот же вопрос, комментировать документы с собственной точки зрения. Проводится обучение структурированию и оформлению научно-исследовательской  работы (проекта), где главная задача научить учащихся формулировать цели, задачи проекта, его новизну и практическую значимость, выдвигать гипотезы и  подтверждать/опровергать их цитатой из документа, уметь оформлять результаты работы, основные выводы и рекомендации, научить графическим способам оформления данных. Работая с литературными источниками, учащиеся пишут собственную работу, проект по социально-значимым вопросам, используя полученные знания.     

Хорошим началом для исследовательской работы является написание эссе – самостоятельной работы, содержащей общие или предварительные соображения, о каком  - либо предмете, вопросе, теме в произвольной, непринужденной форме. При написании эссе учащиеся должны убедительно аргументировать свое мнение конкретными фактами и теоретическими обобщениями, показать логическую стройность  и завершенность рассуждений, понимание главной мысли задания и ее развитие в эссе, определить круг источников информации. Темы для написания эссе должны быть проблемного характера, как и темы научно-исследовательских работ, чтобы учащиеся смогли высказать собственную точку зрения, чтобы нашли проблему и подтолкнули учащихся к исследованию. Например:  "Социальное сиротство в России”,  "Проблема наркомании в молодежной среде ”, "СПИД как актуальная проблема современности” и др.

В рамках данного курса проводится основная работа по вооружению учащихся определенными способами и методами исследовательской работы, и большое внимание уделяется  методологии социального исследования. Выполнении научно-исследовательской работы предполагает использование учащимися различных методов сбора данных: интервью, беседы, анкетирования, наблюдения, а также анализа документов, постановки научных экспериментов и опытов по интересующим их темам. На занятиях предлагается в качестве практического задания составить план проведения исследования, определить необходимый инструментарий (гид интервью, анкеты, видео и аудио аппаратура, карточка наблюдения и другие). Учащиеся должны представить не только ответы на поставленные вопросы, они должны проанализировать полученные результаты, сделать определенные выводы. Так изучая тему «Вирус страха». СПИД – как актуальная проблема современности» перед учащимися может быть поставлена задача, выявить отношение молодежи к проблеме СПИДа и людям, инфицированным ВИЧ-инфекцией и опросить максимально возможное число сверстников, обобщить ответы, сделать выводы. Для получения необходимой информации учащимся необходимо сформулировать следующую анкету: 1. Какие чувства Вы испытали, узнав о существовании ВИЧ инфекции?, 2. Вызывает ли у Вас страх общение с инфицированным человеком?, 3. Можете ли Вы подружиться с ВИЧ - инфицированным человеком?, 4. Есть ли у Вас страх заразиться СПИДом? Проводя такого рода опросы, учащиеся становятся исследователями. Они получают определенные навыки исследовательской работы: сбора информации, обработки полученных данных, так же  формируются  умения выявлять главное, оценивать объективность информации.

Рассматривая основные методы и приемы формирования  навыков и умений исследовательской работы можно сказать следующее, что они позволяют сформировать исследовательскую культуру учащихся. В частности  они развивают следующие умения и навыки по ведению исследовательской работы: (накопление фактов, наблюдений, доказательств), подготовка и написания сообщений, анализ и синтез собранных данных; самостоятельно изучать  отдельные литературные источники, выполнять задания творческого характера, проблемные задания, пользоваться различными приемами анализа и синтеза, самостоятельно аргументировать свою позицию по отношению к социальной политике государства и социально значимым проблемам общества.


Категория: Мои файлы | Добавил: post_nat
Просмотров: 1164 | Загрузок: 303 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
RSS
...
...

Copyright MyCorp © 2024
 Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет