Пояснительная
записка
вид курса: информационно-обучающий
Курс
предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов, целью которого
является формирование у учащихся активной гражданской позиции, создание методологической
основы для проведения социально-ориентированной проектной деятельности в социальной сфере.
При
реализации курса поставлены следующие задачи:
- Сформировать и углубить знания о методологии и особенностях
социально-ориентированной проектной деятельности.
- Развить навыки
индивидуальной и коллективной проектной работы в процессе подготовки
сообщений, рефератов, творческих работ, проектов по социально значимым вопросам
и актуальным проблемам социальной политики государства.
- Закрепить умения анализировать, систематизировать,
обобщать материал, полученный в процессе обучения.
Данная
программа представляет модульный курс обучения и рассчитана
на 12 часов. Модульный курс обучения предполагает, что работа ведется в
рамках конкретного проекта, доводя его от начала до конца по следующему
комплексу блоков занятий:
1 блок (рассчитан на 3 часа) "Проект: результат или технология" предполагает знакомство
учащихся с методикой социально-ориентированной проектной деятельности, основными
понятиями, принципами и видами научно-исследовательской деятельности в
социальной сфере, технологиями построения социально-ориентированных проектов и
рассмотрением их структурных элементов. Данный материал представляет собой важную
и актуальную основу проектирования, на которую
будут накладываться основные навыки ведения социально-ориентированной научно-исследовательской
деятельности учащихся.
2 блок (рассчитан на 6 часов) "Выход в «поле». Стратегии проектной работы", включает
информацию и практическую работу по выполнению
социально-ориентированной проектной деятельности. Блок подразумевает не только
получение новых знаний детьми, но и процесс самостоятельного определения
социально значимых проблем в современном обществе, поиск путей их решения, формулирования научных целей, задач, гипотез,
освоение научного стиля изложения материала, построение исследовательской деятельности
и ее анализ в рамках проекта.
3 блок (рассчитан на 3 часа) "Вам слово: презентация научного труда",
посвящен вопросу представления социально-ориентированного проекта перед научным
сообществом. Данная тема направлена на рассмотрение основных правил создания
презентаций проектов и их защиты перед аудиторией.
Каждый
последующий проект начинается с первого блока.
Данный
курс пробуждает интерес к проектной, научной деятельности в социальной сфере,
желание самостоятельного применения полученных знаний на практике, помогает
учащимся сформировать научное мышление, приобретать навыки анализа и
эффективного решения социальных проблем в обществе. Содействие социальной
политике государства позволяет учащимся проявить
себя в практике социальной работы и научном сообществе, а также позволяет
овладеть современными компьютерными технологиями в процессе обучения.
При
реализации программы курса предусматривается использование разнообразных форм и
методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические
занятия, самостоятельные и исследовательские работы, анализ и обработка информации
подготовленной в процессе поисковой деятельности, дискуссии и диспуты по
вопросам проектирования, использование компьютерных программ.
Работа в рамках данного курса открывается в
начале учебного года со знакомства с методикой проведения
социально-ориентированного проекта, создания научно-исследовательских работ по
социально значимым проблемам и вопросам современного общества. На первых
занятиях рассматриваются основные виды исследовательских работ, дается
обзор научно – практических конференций и конкурсов школьников, рассматриваются
основные понятия научно – исследовательской работы в социальной сфере, схемы и
структура социального исследования и научного познания, поиска информации.
Одним из самых ответственных и важных моментов
исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. При
определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие
критерии:
1)
актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом
отношении;
2) соответствие интересам учащегося-исследователя;
3)
реальная выполнимость;
4)
возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов;
5)
обеспеченность необходимым количеством различных источников;
6)
грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы).
В названии следует избегать как упрощений, так и излишней наукообразности,
использования спорных с научной точки зрения формулировок и терминов.
Школьники должны видеть отличия научно –
исследовательской работы от реферата, понимать, что исследование должно быть
связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом.
После определения формулировки рабочего названия темы
(с окончательным названием можно определиться после завершения
исследования) учащийся-исследователь переходит к составлению рабочей
программы исследовательской работы. На этом этапе конкретизируется состояние
проблемы, определяются степень актуальности и цель исследования (которая обычно
легко вытекает из темы работы), его задачи, методы и этапы, а также делается
прогноз ожидаемых результатов исследования.
Для определения состояния изученности темы, уточнения
цели исследования, выбора оптимальных методов работы необходимо тщательное
знакомство учащихся с литературой по выбранной ими проблеме.
Первоначально ученик занимается поиском литературы,
получив необходимую информацию по теме. Важно дать информацию учащимся о
правилах работы в библиотеках, обучить навыкам ускоренного поиска необходимой
информации, в том числе и с использованием современных информационных
технологий.
На следующем этапе работы с литературой следует
обучить учащихся брать на вооружение цитируемые в изданиях работы, а также
публикуемые в отдельных изданиях исчерпывающие библиографические списки по
необходимой юному исследователю проблематике. Помимо этого, ученики
оценивают степень полезности справочных и энциклопедических изданий.
Так, учащиеся усваивают следующие общие навыки работы
с литературой:
1)
умение заносить полные библиографические данные книги или статьи в карточку,
чтобы избежать трудностей при составлении списка используемых работ;
2)
конспектирование основных положений литературного источника;
3)
грамотное выписывание и систематизация цитаты (с указанием номера страницы и
полных данных об источнике информации).
Итогом усвоения навыка работы с литературой становится
способность учащихся написания фрагмента работы, который условно можно назвать
«Обзор литературы по социальной проблеме исследования».
Важным этапом в осмыслении проделанной ими работы
является участие юных исследователей в конференции по защите избранных
тем. Помимо осознания полученных результатов исследования, учащиеся
приобретают речевые навыки, опыт отстаивания своей точки зрения, ведения
дискуссии.
В течение курса учащиеся на занятиях формируют умения
и навыки оформления исследовательских работ в соответствии с утвержденными и
общепринятыми требованиями, учатся использовать академический стиль изложения
материала.
При подготовке к защите ученической научно -
исследовательской работы следует помнить, что существует несколько вариантов
защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являются классическая
и творческая модели защиты. Классическая модель защиты основывается на устном
выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов
разработки темы:
•
актуальность и новизна исследования;
•
характеристика использованных
источников и литературы;
•
характеристика основных научных
подходов к решению проблемы;
•
обоснование выбора методов
исследования;
•
основные выводы по содержанию работы.
Творческая
модель защиты предполагает:
• создание презентации научно-исследовательской работы;
•
оформление стенда с документами и
иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;
•
демонстрация видеозаписей, слайдов,
прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;
•
оригинальное представление фрагмента
основной части исследования;
• создание информационных листков, памяток по теме работы.
При организации научно-исследовательской работы
учащихся педагог является лишь организатором, координатором, который
направляет действия учащихся и развивает следующие исследовательские умения и
навыки:
•
выявления и постановки проблемы;
•
уточнения неясных вопросов;
•
формулировки гипотез;
•
проверки гипотез;
• планирования и
разработки исследовательских действий;
•сбора данных (накопления фактов, наблюдений,
доказательств);
•
анализа и синтеза собранных данных;
•
сопоставления данных и умозаключений;
•
подготовки и написания сообщений,
тезисов;
•
выступления с подготовленным
сообщением;
•
построения обобщений и выводов.
Важным моментом при организации работы
является вопрос о мотивации, так как главным условием работы является
добровольное желание учащегося. Это достигается возможностью быть первым в
исследовании данного социально значимого вопроса, быть опубликованным в печати,
выступить со своей работой на научно-практической конференции.
Процесс обучения социально-ориентированной проектной
деятельности в рамках курса представляет собой поэтапное, с учетом
возрастных особенностей целенаправленное формирование всех компонентов
исследовательской культуры школьника:
•
мыслительных умений и навыков
(анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация;
определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение,
умение видеть противоречия);
•
умений и навыков работы с книгой и
другими источниками информации;
•
умений и навыков, связанных с
культурой устной и письменной речи;
• специальных исследовательских умений и навыков.
Все
выше перечисленные умения и навыки формируются как на специальных занятиях, так
и на консультациях, посвященных разработке научно-исследовательских проектов
учащихся в социальной сфере. На занятиях предпочтение отдается методам и
приемам, побуждающим мыслить, рассуждать, искать и анализировать. Одним из
ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях является
самостоятельная работа. Активный, творческий характер изучению социальных
проблем в обществе придают проблемные задания, постановка вопросов, требующих
анализа материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение
аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные взгляды и
относиться к ним терпимо, а главное начать собственное социальное исследование.
Учащимся предлагается работа с разными видами источников - это официальные
документы и статистические данные, свидетельства современников - очевидцев
событий, концепции, открытия различных ученых, научные публикации, статьи,
монографии, книги, Интернет ресурсы. На
занятиях учащиеся учатся выделять главную мысль, позицию автора, сравнивать
разные по взглядам источники на один и тот же вопрос, комментировать документы
с собственной точки зрения. Проводится обучение структурированию и оформлению
научно-исследовательской работы
(проекта), где главная задача научить учащихся формулировать цели, задачи
проекта, его новизну и практическую значимость, выдвигать гипотезы и подтверждать/опровергать их цитатой из
документа, уметь оформлять результаты работы, основные выводы и рекомендации,
научить графическим способам оформления данных. Работая с литературными
источниками, учащиеся пишут собственную работу, проект по социально-значимым
вопросам, используя полученные знания.
Хорошим началом для
исследовательской работы является написание эссе – самостоятельной работы,
содержащей общие или предварительные соображения, о каком - либо
предмете, вопросе, теме в произвольной, непринужденной форме. При написании
эссе учащиеся должны убедительно аргументировать свое мнение конкретными
фактами и теоретическими обобщениями, показать логическую стройность и
завершенность рассуждений, понимание главной мысли задания и ее развитие в
эссе, определить круг источников информации. Темы для написания эссе должны
быть проблемного характера, как и темы научно-исследовательских работ, чтобы
учащиеся смогли высказать собственную точку зрения, чтобы нашли проблему и
подтолкнули учащихся к исследованию. Например:
"Социальное сиротство в России”,
"Проблема наркомании в молодежной среде ”, "СПИД как актуальная проблема
современности” и др.
В рамках данного курса проводится основная работа по
вооружению учащихся определенными способами и методами исследовательской
работы, и большое внимание уделяется
методологии социального исследования. Выполнении
научно-исследовательской работы предполагает использование
учащимися различных методов сбора данных: интервью, беседы, анкетирования,
наблюдения, а также анализа документов, постановки научных экспериментов и
опытов по интересующим их темам. На занятиях предлагается в качестве
практического задания составить план проведения исследования, определить
необходимый инструментарий (гид интервью, анкеты, видео и аудио аппаратура,
карточка наблюдения и другие). Учащиеся должны представить не только ответы на
поставленные вопросы, они должны проанализировать полученные результаты,
сделать определенные выводы. Так изучая тему «Вирус страха». СПИД – как актуальная проблема современности» перед
учащимися может быть поставлена задача, выявить отношение молодежи к проблеме
СПИДа и людям, инфицированным ВИЧ-инфекцией и опросить максимально возможное
число сверстников, обобщить ответы, сделать выводы. Для получения необходимой
информации учащимся необходимо сформулировать следующую анкету: 1. Какие
чувства Вы испытали, узнав о существовании ВИЧ инфекции?, 2. Вызывает ли у Вас
страх общение с инфицированным человеком?, 3. Можете ли Вы подружиться с ВИЧ -
инфицированным человеком?, 4. Есть ли у Вас страх заразиться СПИДом? Проводя
такого рода опросы, учащиеся становятся исследователями. Они получают
определенные навыки исследовательской работы: сбора информации, обработки
полученных данных, так же формируются умения выявлять главное,
оценивать объективность информации.
Рассматривая
основные методы и приемы формирования навыков и умений исследовательской
работы можно сказать следующее, что они позволяют сформировать
исследовательскую культуру учащихся. В частности они развивают следующие
умения и навыки по ведению исследовательской работы: (накопление фактов,
наблюдений, доказательств), подготовка и написания сообщений, анализ и синтез
собранных данных; самостоятельно изучать отдельные литературные
источники, выполнять задания творческого характера, проблемные задания,
пользоваться различными приемами анализа и синтеза, самостоятельно
аргументировать свою позицию по отношению к социальной политике государства и
социально значимым проблемам общества.
|