РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Период взросления у
некоторых подростков проявляется изменениями поведенческого типа: грубость с
взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, Недостатки в
поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к
учителю. Именно в этом периоде чаще всего появляются так называемые «трудные»
подростки.
Зная и учитывая специфику взаимодействия с
педагогически запущенными подростками или подростками асоциального поведения необходимо
в образовательном процессе применять технологии «перевоспитания».
На первом этапе работы
с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины
возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы,
неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка,
уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые
следует опираться в перевоспитании, и пр.
Так, изучение причин трудновоспитуемости
желательно проводить по следующей схеме:
1. что искажено в
духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием, каких причин;
2. какие
неблагоприятные условия существуют в данный момент;
3. с какими
отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие
следует устранить с помощью семьи и общественности;
4. были ли допущены
педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
После изучения трудного
школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при
этом разнообразные социально-педагогические и психологические методы и приемы
педагогического взаимодействия.
Второй этап связан с
процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания
и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях
вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение
эффективно при работе по формированию
убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция»
характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием
действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в
коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
На третьем этапе
индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется
развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника.
Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня
воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления
дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания
подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание уровня
воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в
коллективных отношениях, в общей деятельности. Показателями воспитанности
являются, прежде всего, конкретные действия каждого учащегося, его поступки,
ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.
На четвертом этапе
продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить
систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного
ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания
личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование
общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной
личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее
развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального
педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение,
оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы
с трудными подростками является корректирование. Коррекция — это способ
педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее
развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств.
Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные и
групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также
используется при выборе методов и форм деятельности. Корректирование завершает
индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты.
Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и
самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и
самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом
результатов индивидуальной работы с учащимися.
Таким образом,
индивидуальный подход — это важнейший принцип воспитания и обучения подростков
и молодежи. Его реализация предполагает частичное, временное изменение
ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование
методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика
в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность
индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач
обучения и воспитания учеников, от верного определения уровня воспитанности
каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и
педагогического опыта педагога.
|