Рост числа неполных семей обуславливается и потерей родителей (смерть, лишение или
ограничение родительских прав, асоциальный образ жизни, нахождение родителей в
местах лишения свободы, длительное пребывание в медицинских учреждениях). Среди
неполных семей преобладают семьи матерей с детьми. Сверхзанятость родителя на
работе, материальные трудности способствуют безнадзорности и беспризорности
детей, становятся причиной асоциального поведения несовершеннолетних. По
экспертной оценке более половины несовершеннолетних правонарушителей воспитываются
в неполных семьях, в их числе 30-40% подростков, употребляющие алкоголь или
наркотики, 53% занимающихся проституцией. Другой
социальной проблемой неполной семьи является ее малообеспеченность, поскольку в
семье работает только один родитель. Доход от алиментов и детских пособий
невелик, к тому же они выплачиваются несвоевременно. Часто неполные семьи
вынуждены жить на пособие по безработице, либо детские пособия. Еще большие социально-экономические
трудности испытывают неполные расширенные семьи, где внуков содержат на пенсии
бабушки и дедушки. После развода все указанные выше проблемы может обострить
жилищная проблема, особенно при невозможности размена жилплощади. В
неполной семье высок риск постоянных конфликтов между матерью и детьми,
особенно детьми подросткового возраста. Существуют затруднения и в адекватной
полоролевой идентификации и ориентации детей из неполных семей. В таких семьях
ребенок лишен образца поведения мужчины и женщины в различных ролевых
ситуациях, а следовательно, у него с большим трудом формируются правильные
представления о распределении семейных ролей и в будущей семейной жизни он
может не всегда адекватно повести себя в той или иной обстановке. Многочисленные
исследования доказывают, что ребенок из неполной семьи обычно недостаточно
подготовлен к семейной жизни вследствие неадекватно полоролевой социализации,
и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у детей,
выросших в полкой семье. Дети как бы наследуют несчастливую судьбу своих
родителей. Усугубить положение ребенка, воспитывающегося в неполной семье,
могут негармоничные отношения с новым родителем и его ребенком при повторном
браке, постоянно меняющиеся родители. Таким образом, неполная семья не имеет
целостной гармоничной системы отношений между ее членами и нуждается в социально-психологической
помощи и защите.
Социальные льготы и пособия для неполных семей
К сожалению, российское законодательство не предусматривает
определенных льгот для неполных семей, за исключением случаев, когда отдельные
члены семьи относятся к контингенту граждан, для которых установлены социальные
льготы: пенсионеры, многодетные семьи; семьи с ребенком-инвалидом, граждане,
имеющие особые заслуги (Герои Советского Союза, России, Герои
Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, полные
кавалеры ордена Славы), а также пострадавшие в результате радиационных или
техногенных катастроф (катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на
Семипалатинском полигоне) и т. п. Основанием для введения льгот выступают
низкие доходы и особые заслуги. Члены
неполной семьи имеют право на получение пенсии по случаю утраты кормильца. После развода родитель, с которым проживают несовершеннолетние
дети, имеет право на содержание несовершеннолетних детей посредством выплаты
другим родителем алиментов (ст. 80-92, 106-120 Семейного кодекса РФ). Федеральный закон от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» устанавливает льготные условия приема детей из
неполной семьи в высшие учебные заведения. Согласно ст. 11 данного Закона
граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида
I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума,
установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, принимаются в
федеральные государственные высшие учебные заведения вне конкурса при условии
успешной сдачи вступительных испытаний. Если неполная семья является малообеспеченной (малообеспеченной
считается семья со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума), то ей
предоставляются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по Постановлению
Правительства Российской Федерации от 20.08.2004 г «О предоставлении субсидий
на оплату коммунальных услуг», компенсационные выплаты на питание учащихся
(или бесплатное питание на усмотрение администрации школы), а также
единовременная материальная помощь. Основными критериями получения единовременной материальной
помощи являются:
Ø наличие среднедушевого дохода ниже установленного
Правительством субъектов РФ прожиточного минимума;
Ø
отсутствие лиц, обязанных содержать ребенка на основании
действующего законодательства;
Ø невозможность получения трудового дохода (например, вследствие
болезни, временной нетрудоспособности и т. п.);
Ø медицинские показатели членов семьи;
Ø наличие материального ущерба, причиненного, например,
стихийным бедствием, пожаром, в результате кражи и иных
обстоятельств.
|