Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень
заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост
травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных
социально-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа
детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной. В Российской Федерации официально инвалидами считаются
свыше восьми миллионов человек и каждый год эта цифра увеличивается. Если
в 1980 г. их число составляло
16,5 на 10 тыс. детей, то в 2002
г. – уже 210,1.
Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты
состояло сто пятьдесят одна тысяча таких детей, то детей-инвалидов в 2007 году
насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых – особые дети, имеющие
психические и психоневрологические нарушения (аутизм, синдром Дауна, детский
церебральный паралич и другие). Изучение
возрастного состава детей-инвалидов показывает, что самой многочисленной
является возрастная группа 10 – 14 лет (47%); на втором месте – дети 5 – 9 лет
(29%); на третьем – дети в возрасте 0 – 4 года (14%). Дети от 15 до 18 лет
составляют 10%. Увеличение
численности детей-инвалидов до 14 лет происходит по мере выявления у них
заболеваний, приводящих к ограниченным возможностям. Уменьшение их численности
в возрасте 15 лет и старше можно объяснить тем, что при оформлении инвалидности
используются уже более жесткие критерии. В нашей стране остроту проблемы придает и то, что до
1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее,
вплоть до девяностых годов двадцатого века, работа с таким ребенком
осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Но
сегодня ситуация постепенно меняется и
многие специалисты, в том числе социальные педагоги, работают над
разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами и семьями их
воспитывающими. Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с
ограниченными возможностями – непрерывный педагогически целесообразно
организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности
человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях
общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и
социальной помощи Значимость ее обусловлена тем, что помощь ребенку и
его семье должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по
охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи,
и их родственники, работники различных учреждений, чье внимание необходимо привлечь к
проблемам семьи ребенка-инвалида и ее нуждам. В такой ситуации ребенок с
ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в
помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную
ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся
внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом,
профессионалом, подготовленным к решению такого рода
социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог,
который взаимодействует с представителями всех социальных институтов
(педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками
правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими
заинтересованными людьми. Главная цель социально-педагогической деятельности в
работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться
с трудной задачей воспитания ребенка, способствовать ее оптимальному
функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска;
воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения
различных задач. Иными словами, цель социального педагога – способствовать
социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с
ограниченными возможностями. Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть
первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять
активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на
лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов
социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. для этого
социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье
информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка,
подкрепляя ее документальными фактами, фото- и видеоматериалами, сообщает о
возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот. Кроме
того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским
персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье
преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими
родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями,
способными предоставить помощь. Таким образом, социальный педагог в
индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть
косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на
чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Одной из ведущих
форм работы с семьей,
воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является патронаж.
Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании
определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая
позволяет инвалидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и
ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие.
Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам
поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Патронаж
дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет
выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Таким образом, патронаж –
одна из форм работы социального педагога,
позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно
выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает
социально-педагогическую деятельность более эффективной. Так, в нашем лицее на
патронаже социального педагога стоит одиннадцать детей с ограниченными
возможностями и семей их воспитывающих. Все дети с ограниченными возможностями,
находящиеся на патронаже социального педагога обеспечиваются бесплатными
льготными проездными билетами в городском
и пригородном транспорте и горячим дотационным питанием. Следующий метод социально – педагогической работы это
метод консультативной помощи. Метод консультации представляет собой
взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные
специальные знания консультанта используются для оказания помощи
консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим
действиям.
Так, в практике
социального педагога нашего лицея активно используется социально-правовое
консультирование родителей и детей-инвалидов. Консультативная помощь оказывается
по нескольким направлениям, которые подготовлены в соответствии с теми
трудностями и проблемами, с которыми ежедневно сталкиваются семьи,
воспитывающие детей с ограниченными возможностями.
Следующей социально-педагогической формой работы с
семьей ребенка с ограниченными возможностями являются групповые методы работы с
семьей (семьями) – тренинги. В социально - педагогической практике особенно
распространены и активно используются социально - психологические и
образовательные тренинги. Целью социально-психологических тренингов является снятие
эмоционального напряжения, развитие умения преодолевать жизненные трудности,
выход из стрессового состояния. В образовательных тренингах с родителями, воспитывающими детей - инвалидов
рассматриваются такие темы как «Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании ребенка - инвалида»,
«Развитие самостоятельности у детей», «Роль игры в воспитании
ребенка-инвалида», «За здоровый образ жизни», «Распорядок дня ребенка с особыми
нуждами», «Семья и ее роль в воспитании ребенка с нарушением здоровья», «Кризис
и пути его преодоления», «Учимся общению с детьми» и другие. Еще одним методом социально-педагогической работы с
семьей ребенка-инвалида является организация совместных детско-родительских
массовых мероприятий. Целью данных совместных занятий является укрепление
семейных связей между родителями и детьми.
Задачи мероприятий:
1.Коррекция детско-родительских отношений
2.Ликвидация конфликтов между родителями и детьми
3.Сплочение детско-родительских отношений и связей между
ними.
Таким образом, социальный педагог играет очень важную
роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. В своей деятельности он в основном
использует такие методы как беседа, консультирование, тренинги. Также одной из
важнейших форм взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с
ограниченными возможностями является патронаж. Все эти методы являются
целостными социально-педагогическими технологиями и для достижения эффективного
результата должны применяться в комплексе.
Список
литературы
- Грачев Л.К.
Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов //
Социальное обеспечение. – 1995. №9.
- Дементьева Н.Ф.,
Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями. – М., 1996.
- М.Т.Р.С.П.: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н.
Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.:
Издательский центр «Академия», 2002.
5. Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная
работа. – 2003. №1.
|