Современная российская школа – это результат
огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за
последние годы. Изменение
роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов.
Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных
социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется
образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный. Раньше
безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков,
информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни»,
в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к
общественным обстоятельствам. Сегодня образование все более ориентируется на
создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых
обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и,
которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования,
самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной
индивидуальности и творческой активности в области научно-исследовательской
деятельности. Применение проектных технологий в
социально-педагогической работе, включающей детей в социально значимую
деятельность, развитие у них учебно-исследовательских (проектных) навыков
работы в области социально значимых проблем, как города, так и страны в целом,
на мой взгляд, и является инновационной составляющей социально-педагогического
образования и воспитания в нашем лицее. Разработанный
мною информационно-обучающий курс «Введение в социальное проектирование»
предназначен для учащихся 8-11 классов, целью которого является
формирование у учащихся активной гражданской позиции, создание методологической
основы для проведения социального проектирования и научно-исследовательской
деятельности в социальной сфере.
При
реализации курса поставлены следующие задачи:
- С формировать
и углубить знания о методологии и особенностях социального проектирования.
Развить
навыки индивидуальной и коллективной
проектной работы в процессе подготовки сообщений, рефератов, творческих работ,
проектов по социально значимым вопросам и актуальным проблемам социальной
политики государства. Закрепить
умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в
процессе обучения.
Представленный
курс имеет модульную систему обучения и
рассчитан на 36 часов. Модульный
курс обучения предполагает, что работа ведется в рамках конкретного проекта,
доводя его от начала до конца по следующему комплексу блоков занятий:
1 блок (рассчитан на 4 часа)
"Проект: результат или технология"
предполагает знакомство учащихся с методикой социального проектирования,
основными понятиями, принципами и видами научно-исследовательской деятельности
в социальной сфере, технологиями построения социальных проектов и рассмотрением
его структурных элементов. Данный материал представляет собой важную и
актуальную основу проектирования, на которую
будут накладываться основные навыки ведения научной деятельности
учащихся.
2 блок (рассчитан на 18 часов) "Выход в «поле». Стратегии проектной
работы", включает информацию и практическую работу по выполнению проектной деятельности. Блок
подразумевает не только получение новых знаний детьми, но и процесс
самостоятельного определения социально значимых проблем в современном обществе,
поиск путей их решения, формулирования
научных целей, задач, гипотез, освоение научного стиля изложения материала,
построение исследовательской деятельности и ее анализ в рамках проекта.
3 блок (рассчитан на 14
часов) "Вам слово: презентация научного труда", посвящен вопросу
представления социального проекта перед научным сообществом. Данная тема
направлена на рассмотрение основных правил создания презентаций проектов и их
защиты перед аудиторией.
Процесс обучения социальному проектированию
в рамках курса представляет собой поэтапное, с учетом возрастных
особенностей целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской
культуры школьника. Активный, творческий характер изучению социальных проблем в
обществе придают проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа
материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение
аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные взгляды и
относиться к ним терпимо, а главное начать собственное социально
ориентированное исследование.
При выполнении социально
ориентированной научно-исследовательской работы, проектировании предполагается
использование учащимися различных социологических методов сбора данных: интервью, беседы,
анкетирования, наблюдения, а также анализа документов, постановки научных
экспериментов и опытов по интересующим их темам. На занятиях предлагается в
качестве практического задания составить план проведения исследования,
определить необходимый инструментарий (гид интервью, анкеты, видео и аудио
аппаратура, карточка наблюдения и другие). Учащиеся должны представить не
только ответы на поставленные вопросы, они должны проанализировать полученные
результаты, сделать определенные выводы, самостоятельно аргументировать свою
позицию по отношению к социальной политике государства и социально значимым
проблемам общества. За время работы данного курса учащимися было
подготовлено несколько социально ориентированных проектов, среди которых:
1. Правовое пространство
несовершеннолетних
2. СПИД как актуальная проблема
современности
3. Социально-демографическая ситуация в России:
прошлое, настоящее и будущее
4. Школьные фобии
5. Роль темперамента в структуре межличностного
взаимодействия индивидов
6. Социальное сиротство в России
7. Лабиринты одиночества. Проблема одиночества в
современном мире
8. Благотворительность и меценатство
9. Вредные привычки. Проблема наркомании в
молодежной среде
10. Насилие над детьми:
система социальной защиты в современном мире
11. Маркетинг социальных
услуг
Литература:
1. Дереклеева
Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вебрум-М, 2001.
2.
Клещеева
Т. В. Особенности работы в классах, спрофилированных на вузы// Преподавание в
школе. - 2001.-№6.с.14.
3.
Кохтев
Н.Н Риторика: учебное пособие для учащихся 8-11 кл. с углуб. изуч.
гуманит.предметов.-М.: Просвещение, 1994.
4.
Никитина
Р.и др. Введение в научно-исследовательскую работу: учебная программа./Школа,
-1996-№2
5. Развитие
научно-исследовательской деятельности учащихся: Учебное пособие.- М.: Народное
образование, 2001.
|